promo1 promo1 promo1 promo1

Главная Миниатюра при Тимуридах

Миниатюра при Тимуридах

Искусство Ирана, как и любой другой страны, можно условно разделить на периоды, каждый из которых обладает специфическими чертами и особенностями. Например, после завоевания Персии арабами, что произошло в VII веке н. э., художникам было запрещено любое изображение человека в своих работах. Вот поэтому, разглядывая роспись персидских мастеров, относящуюся к периоду раннего Средневековья, скажем, выполненную до X века н. э., Вы не увидите ни сильных юношей, ни прекрасных дев в окружении слуг, ни сцен, иллюстрирующих победы воинов над противниками. Образы тех времен славны лишь затейливыми орнаментами и необычным выбором цвета.

 

Несколькими столетиями позже, начиная с XI–XII вв., на сюжеты живописи персидских художников сильно повлиял расцвет литературы, связанный с именами поэтов Фирдоуси, Омара Хайяма, Саади и Хафиза. Сказание, повествующее о жизни великой Персии доисламского периода, любви и подвигах героев древности – «Шахнаме» Фирдоуси – послужило источником вдохновения для нескольких поколений художников. В тот же период были популярны миниатюры со сценами из жизни шахов и прочей знати – сказывалось влияние типичного для Средневековья феодального строя – и небольшие рисунки на военные и бытовые темы.

Особого расцвета при Тимуридах, что владели Персидской империей с XII до середины XV столетия, достигла тебризская школа миниатюры. Мастера трудились над иллюстрациями для бесценных в те времена книг, которые преподносили как изысканные подарки султанам, богатым вельможам или послам иностранных государств. Помимо оформления произведений литературы, художники рисовали и на отдельных полотнах либо расписывали дворцы и резиденции правителей и представителей элиты. До сих пор в Иране, в городах с тысячелетней историей – Исфахане, Тебризе, Рее или Ширазе – можно увидеть настенную живопись, относящуюся к периоду правления Великих монголов.

Отличительными особенностями персидских миниатюр эпохи Тимуридов и далее, вплоть до XVII века, являются реалистичное изображение персонажей, яркие, но не слишком сочетаемые в современном понимании цвета и тщательная прорисовка мелких деталей. Часто для достижения «масштабности» полотна, художники использовали нехитрый прием: ставили большое количество фигур на разные плоскости. Этим создавался эффект целостного восприятия пространства – так, что зрителю казалось, будто он видит пейзаж или батальную сцену с высоты птичьего полета.

 

Изысканные и очень узнаваемые миниатюры, что создавались художниками позднего Средневековья, вдохновляют и современных иранских мастеров на создание собственных произведений, которые можно увидеть в музеях по всей стране. Также шкатулки и небольшие предметы интерьера с узнаваемой росписью «под старину» – оригинальные дорогие подарки  ручной работы, которые с удовольствием вручают деловым партнерам или родственникам по случаю крупных семейных торжеств.