promo1 promo1 promo1 promo1

Главная Кеманча

Кеманча

Восточная музыка в корне отличается от европейской. Игра на национальных музыкальных инструментах Среднего и Ближнего Востока способна полностью поглотить слушателя и вызвать настоящий шквал эмоций: от полного умиротворения до неистовой радости или даже глубокой печали.

Один из самых старинных инструментов в Иране – кеманча. Существует предположение о том, что это самый старый струнный смычковый инструмент, прародитель всех остальных. На Востоке его сравнивают по характеру с дикой лошадью, которую способен приручить только мастер. В руках опытного музыканта кеманча может продемонстрировать всю свою мощь или же воспроизвести тонкую нежную мелодию. Звуки кеманчи не хуже восточных сувениров расскажут Вам о древней и прекрасной Персии.

История кеманчи в Иране

Еще в древние времена звуки кеманчи разлетались в огромных палатах арабских принцев и шахов. После правления Мозафереддина-шаха Каджара (конец XIX – начало XX века) широкое распространение получила традиционная европейская скрипка. Переходя на новый инструмент, восточные музыканты все равно использовали знакомую технику игры. Тогда же привычную трехструнную кеманчу начали превращать в четырехструнную, чтобы она была больше похожа на скрипку. Сегодня многие инструменты даже настраиваются тем же методом, что и скрипки, по квинтам, на «ми-ля-ре-соль».

Строение

Гриф (шейка). Имеет круглую форму и слегка расширяется кверху. К грифу с помощью колышек крепятся 3 или 4 струны. Редко, но встречаются кеманчи, у которых 2 или 6 струн.

Корпус (дека). Имеет шарообразную форму, поэтому кеманча может воспроизвести большой диапазон разных звуков. Это главное ее отличие и превосходство перед скрипкой.

Шпиль. Крепится к корпусу. Это тонкая ножка, благодаря которой музыкант может поставить инструмент себе на колено. Кеманча также может помещаться на специальную подставку и опираться на пол, но такой способ расположения инструмента используется редко.

Материалы

Гриф кеманчи обычно изготавливается из дерева (чаще всего из дуба). Шпиль может быть металлическим. Дека ранее изготавливалась из змеиной или рыбьей кожи, а порой и из бычьего пузыря. Сегодня современные станки позволяют придать нужную форму дереву или даже кокосовому ореху. Для изготовления смычка используются дерево и конский волос.

Особенности игры на инструменте

Особенность игры на кеманче состоит в том, что музыкант не просто фиксирует инструмент в одном положении, а немного прокручивает вокруг своей оси, если нужно добиться особого звучания. Именно поэтому у кеманчи звук намного насыщеннее и богаче, нежели у привычной скрипки, ведь смычок может коснуться струн практически с любой стороны.

Известные мастера

Асгар Бахари. В современном Иране с названием «кеманча» тесно ассоциируется именно это имя. Асгар Бахари овладел древней техникой игры, которой пользовались несколько веков назад, а также перенял современный стиль у многих молодых музыкантов. Он играл в оркестре и выступал соло. Особенно много поклонников игры Бахари было во Франции. Сегодня есть множество записей его игры, которые помогают в полной мере оценить красоту и силу звучания кеманчи, разносторонность ее характера, а также погрузиться в сказочную атмосферу далекого золотого Востока. Услышать великого мастера вживую, к сожалению, не удастся, поскольку Бахари покинул наш мир в 1995 году.

Кейхан Кальхор. Это один из самых талантливых кеманчистов из ныне живущих, подарок восточной музыкальной школы. Кейхан Кальхор выступал в составе групп «Чавуш» и «Шейда», исполнял концерты совместно с известными музыкантами мира, принимал участие в записи альбома «Шелковый Путь 2005». Техника игры этого кеманчиста отличается насыщенным, глубоким звучанием, вызывающим целую гамму человеческих чувств. Кальхор убежден, что в одной композиции могут сочетаться мелодии из разных стран.