promo1 promo1 promo1 promo1

Главная Искусство Ирана VIII–XIX веков

Искусство Ирана VIII–XIX веков

Искусство Ирана, или Персии, как называли эту страну до 30-х годов прошлого века, условно можно разделить на доисламский (до VII века н. э.) и исламский период, который длится по сей день. Рассказывая о творчестве персидских мастеров: художников, архитекторов, ремесленников, – следует учесть, что территория Великой империи всегда была «лакомым кусочком» для правителей соседних государств. Так, в середине VII столетия она была завоевана арабами, а позже подвергалась нашествию монгольских племен и тюрков. Конечно же, происходящие события находили отражение и в искусстве.

 

Если в самом начале Арабского халифата жизнь и творчество персов были строго регламентированы нормами ислама, то после, в Средние века, религия стала постепенно отходить на второй план: например, появились школы живописи и миниатюры со своими особенностями и устоями. Также на искусство оказывали влияние Китай и монголы. Далее, в связи с развитием торговых и политических связей со странами Европы, можно отчетливо проследить «европеизацию» в работах персидских мастеров, которая причудливо переплеталась с традиционными орнаментами Востока.

 

Искусство Ирана VIII–XI вв.

После завоевания страны арабами роль изобразительного искусства и скульптуры отошла на второй план. Согласно традиционным канонам ислама, любое изображение Бога и человека, будь то на холсте или в камне, запрещено. Поэтому в те далекие времена главным средством утоления эстетических потребностей мастеров можно считать каллиграфию и графику, ведь арабы не только принесли с собой религию и особенный бытовой уклад, но и затейливый алфавит – так называемую арабскую вязь. Мастером считался тот, который мог с помощью букв и лигатур (условленных буквосочетаний) создавать переплетенный узор из слов, но не пейзаж или изображение воинов.

 

Элитные сувениры того времени – таблички с искусно выведенными цитатами из Корана и изречениями великих Пророков. Кроме этого, художники расписывали причудливой вязью стены возведенных мечетей и резиденций наместников, ведь именно на VIII–X вв. пришелся бум строительства крупных иранских городов и окончательная исламизация страны. Правда, наследие предков все еще давало о себе знать, в особенности при декорировании зданий – мастера использовали в украшении фасадов традиционные для персов природные орнаменты, скульптуры и изразцы, что для арабской архитектуры того времени было не характерно.

 

 

 

Искусство Ирана в Средние века – XI–XV вв.

Средние века можно назвать «золотым временем» иранской литературы. На протяжении нескольких столетий создаются произведения, которые и сейчас считаются классикой персидской и ближневосточной поэзии. Слагает исторические эпосы великий Фирдоуси, главным из которых считается «Шахнаме»,  выливаются в рубаи мысли великого ученого Омара Хайяма, дивные газели слагают мудрые Хафиз и Саади. Произведения и их легендарные герои оказывают значительное влияние на живопись – миниатюры и роспись, персидских художников. Тем более что именно в это время ослабевает влияние Арабского халифата – в стране правит династия Великих монголов. Это значит, что строгие запреты ислама становятся более толерантными, а вместе с ними храбрые воины, прекрасные девы, представители современной правящей династии и знати вновь показывают свои лица.

 

Складываются знаменитые, классические школы живописи в городах Тебриз и Шираз с присущими только им характерными чертами. Также среди примечательных ремесел того времени можно выделить керамику с особой глазировкой, в том числе необычной цветной, а также создание скульптур и совершенствование техник обработки драгоценных металлов. Золотом и серебром инкрустировали не только фасады шахских дворцов, но и переплеты книг и другие изделия. Эти и другие восточные подарки вроде эпоса «Шахнаме», оформленного искусными миниатюрами и с драгоценной гравировкой, могли позволить себе лишь очень богатые люди. Обычно над ними трудилось сразу несколько мастеров в течение многих месяцев.

 

Искусство Ирана XVI–XIX вв. – Новое время

Развитие экономических связей с Европой и Востоком придало искусству Ирана характерные черты, присущие, например, китайской живописи или европейским архитектурным канонам. Что интересно, мастера могли сочетать в одном произведение и новшества, пришедшие извне, и устоявшиеся веками традиции. В этот период появляются керамические изделия с узнаваемым китайским орнаментом и изображения, а иногда и просто копии европейских картин, выполненные в стиле традиционных иранских миниатюр – в характерных цветах и с тщательной прорисовкой мелких деталей.

 

Стремительно развивается ткачество: закладываются классические принципы создания знаменитых персидских ковров и тканей. Также в это время в моду вошла роспись под лаком – такие восточные сувениры (шкатулки, подставки для книг, футляры, пеналы и др.) были желанным и ценным подарком не только в Иране, но и в Европе. В середине VIII–начале XIX вв. стали модными изделия мастеров Ближнего Востока. В конце XIX века искусство Ирана начало приобретать современные, общеевропейские черты, не утратив свою истинно персидскую самобытность. По сей день в Иране мечети, выполненные в традиционном стиле, соседствуют с домами горожан, фасады которых украшены мини-скульптурами и орнаментами, что можно увидеть на руинах древнего персидского города.