promo1 promo1 promo1 promo1

Главная Художественные ткани

Художественные ткани

Ткачество – древнее ремесло, искусство которого развивалось вместе с человеком. Ввиду того что текстиль недостаточно прочен и легко поддается разложению, до наших дней сохранилось не так много образцов художественных тканей. Немногочисленные экземпляры шерсти и шелка, дошедшие до нас, датируются временами Сасанидов, которые правили на территории Ирана с III по VII вв. н.э.

История и эволюция ткачества в Иране с III по VII вв. н.э.

О тканях и орнаментах Персии доисламского периода известно не так уж и много. При раскопках поселений древних городов археологами были найдены фрагменты одежды, сотканной из овечьей шерсти или шелковых нитей. Можно предположить, что в те времена мастера владели технологиями окрашивания тканей и нанесением на них росписи и узоров. На эпоху персидской династии Сасанидов пришелся расцвет культуры и прикладного искусства, поэтому полотна, изготовленные вручную, считались ценными товарами для торговли или обмена.

 

Ученые обладают хорошей информацией о тканях раннего исламского периода. С развитием культуры и технологий мастера-ткачи начали использовать разнообразные материалы для изготовления отрезов, в том числе хлопок. Узоры на них создавались в угоду времени: в ходу были орнаменты с повторяющимися мотивами, а также знаменитая восточная арабеска – сложный и многокомпонентный симметричный рисунок.

Персидские ткани Средних веков и Нового времени

Художественные ткани Ирана были знамениты и за пределами страны. Сохранились многочисленные упоминания о том, что персидские атлас, камка, тафта и бархат считались ценными подношениями ко дворам европейской аристократии – они являлись этакими средневековыми «бизнес-подарками партнерам». Появились мастера, которые специализировались исключительно на росписи по ткани. При этом к XVI–XVIII вв. сложились определенные традиции нанесения рисунка на отрез. В частности, сильное влияние на орнаменты оказало популярное в те годы искусство миниатюры. Бархат и шелк украшали композициями из фигур и элементов, которые бесконечно повторялись по вертикали и горизонтали. Также для декорирования применялись золотые и серебряные нити, узором вплетенные в канву. Те же приемы использовались при создании знаменитых персидских ковров.

 

В XVIII–XIX вв. широкое распространение получили каламкары – хлопчатобумажные ткани с выписанными от руки цветными рисунками. Как правило, в центр такого отреза помещалось изображение бытовых и военных сцен, охоты, а также сюжетов из популярных сказок, мифов и легенд. Края каламкара украшали орнаменты-арабески и узоры с растительными мотивами.

 

Большинство тканей и ковров, представленных в музеях Ирана, датируются XVI–XX вв. н.э., более ранние экземпляры встречаются сравнительно редко. Вместе с этим в любом магазине восточных сувениров Тегерана и других крупных городов можно найти небольшие отрезы из ткани, изготовленные «под старину», а узоры многих персидских ковров до сих пор повторяют орнаменты, что были популярны 2–3 столетия назад.